8 800 100 89 11
+7 495 514 58 06
с 9 до 21
ежедневно
Ваша корзина
Товаров на:
0 руб.

История изготовления мебели в России

Русские мастера по изготовлению мебели с незапамятных времен использовали светлые породы древесины, приятно радовавшей глаз в долгие зимние вечера своим солнечным золотистым цветом. Это так называемые ильмовые породы, под которыми обычно понимают вяз, карагач, ясень. Мебель из дерева светлых пород считалась нарядной и составляла обстановку домов состоятельных владельцев. Гораздо позже ильмовых пород были открыты декоративные качества березы, хотя она широко применялась в мебельном деле России, но только как «строительный» материал. Почти на всем протяжении XVIII века, мебель из березы окрашивалась по левкасу или морилась. Такие свойства березы, как твердость и упругость сделали ее особенно пригодной для морения - то есть глубокой прокраски древесины в горячих растворах природных и химических красителей. Мореная береза удачно имитировала такие ценные породы, как красное дерево и орех.

Первыми декоративные качества березы открыли мастера наборного дерева, которые стали применять в наборе фанеру мореной и натуральной карельской березы, а также и березовые выплавки, то есть капы, наросты, наплывы на березе, отличающиеся богатством текстуры и оттенков.

Одним из первых к разработке мебели из березы обратился А.Н.Воронихин. В 1807-1812 гг. по его проекту построен в Павловском парке розовый павильон, названный так из-за обилия роз, окружавших его. Основу убранства этого павильона составляла изысканная мебель из карельской и волнистой березы и тополя с отделкой ручной вышивкой крестом по канве с изображением цветов.

Заложенные Воронихиным традиции отделки мебели были подхвачены и развиты К.И.Росси, который особенно плодотворно работал со светлым деревом. Непревзойденный мастер ампирного парадного интерьера, названный одним из современников «первым по вкусу и таланту», Росси предпочитал в отделке дворцовых залов сочетание позолоты с белым, а также сочетания золотисто-желтых, сиреневых и голубых цветов, придающих его творениям особую холодноватую торжественность и строгую изысканность. Отсюда его любовь к светлым породам древесины в отделке интерьеров и особое пристрастие к использованию карельской и волнистой березы в отделке мебели.

Чтобы подчеркнуть красоту текстуры дерева и формы предметов, Росси часто вводил отделку в виде узких полосок черного дерева. Дворцовая мебель украшалась тонко прочеканенными бронзовыми накладками в виде масок, пальметт, розеток или небольших рельефов на мифологические темы. На мебели, предназначенной для жилых покоев, бронза заменялась накладной золоченой резьбой. Иногда бронзовые украшения заменяли мастичными, позолоченными под бронзу. Скульптурные элементы в мебели чаще всего окрашивались под патинированную бронзу или зачернялись. Однако нередко встречалась мебель, украшенная резными скульптурными элементами из массива березы. В отличие от дворцовой обстановки, бытовая мебель для жилых комнат и вспомогательных помещений выполнялась из обычной или волнистой березы, без каких-либо украшений и отличалась более простыми, спокойными и удобными формами. Изготовленные домашними крепостными мастерами поместительные шкафы, комоды, диваны и кровати, столы и другая мебель своей непритязательной простотой хорошо увязывалась с обликом невысоких уютных комнат жилого этажа дома.

В проектировании бытовой мебели, как и дворцовой, русские мастера добивались своих особых приемов и оригинальных решений. Так, к самобытным творческим находкам отечественных мастеров можно отнести кресла-корытца со сплошной красиво фанерованной красным деревом или березой спинкой, а также кресла и стулья с подковообразной спинкой, украшенные резной зачерненной пальметтой. К типично русским решениям относятся оригинальные кресла с легкой дугообразной спинкой, плавно переходящей в локотники. Опорой спинки служили скульптурные фигуры парных грифонов в геральдической позе, атлантов, вазоны с цветами. Совершенно особняком стоит корпусная мебель последней четверти XVIII - первого десятилетия XIX в., своеобразно повторяющая в своей композиции формы каменной архитектуры. Эта мебель (главным образом, столы разнообразного назначения), выполненная из березы, ясеня или чинары, украшалась зачерненными деталями, позолоченной по левкасу резьбой и инкрустированными черными полосами, имитирующими своим рисунком каменную кладку.

Новый всплеск моды на отделку мебели березой приходится на рубеж XIX-XX вв. и первое десятилетие XX столетия. Это связано с новым направлением в архитектуре и искусстве оформления интерьеров - ретроспективизмом - возвратом к прошлому, идеализацией дворянского быта «золотого века». Видные петербургские архитекторы создают по своим рисункам целые ансамбли неоампирной обстановки, фанерованные карельской, волнистой березой и тополем. Неоклассицизм становится стилем самых престижных районов Петербурга. Именно в Петербурге создается основное большинство неоклассической обстановки. Кресла-корытца, овальные и круглые столы на одной центральной опоре, вместительные диваны с локотниками в виде лебедей и химер нередко настолько напоминают оригиналы (т.е. настоящие образцы ампирной мебели), что отличить их почти невозможно. Позаимствованные из античности резные элементы отделки мебели (лебеди, грифоны, химеры) уже не привлекают особой пластичностью резьбы и наивностью трактовки, придававшей ампирной русской мебели неповторимый оттенок человечности и «рукотворности». Однако даже предметы обстановки в неоклассическом стиле (не говоря уже о подлинных ампирных образцах), выполненных из карельской и волнистой березы, в наше время являются объектами пристального интереса коллекционеров и любителей старины. Ведь они давно снискали славу истинных шедевров отечественного мебельного дела.

© mebelru1.ru

Наверх